1ВОПРОС: «Батюшка! Меня тревожат сны о моих усопших родителях. Причем сны всегда тяжелые, я в чем-то во сне перед ними всегда виновата, или они потерялись, а я не могу их найти, или больны, а я их не вижу... Причем я постоянно езжу в монастыри, обязательно заказываю требы, сама дома молюсь о упокоении их душ, милостыню подаю по мере сил. И все равно плохое снится! Часто просыпаюсь от того, что плачу во сне, а просыпаясь, не могу сдержать рыданий. Однажды в самолете такой страшный сон приснился, я проснулась и взахлеб плакала, не могла сдержаться. Не знаю, что и делать. Очень прошу Вас помочь советом. Ольга, г. Москва».

ОТВЕТ: Отвечая на данный вопрос, стоит, наверное, подробнее поговорить о снах вообще, о том, какое место они занимают в нашей жизни, да и стоит ли им отводить какое-то определенное место, заслуживают ли они этого.

   Начать стоит с того, что сны видят практически все, просто не все их запоминают. По мнению врачей, иногда тяжелые сны являются следствием какой -либо болезни, подтачивающей наш организм, но пока на проявившей себя. Не стоит забывать и о том, что часто сновидения являются просто отражением, следствием «неправильности» самого процесса сна, неудобной (а иногда и наоборот, чрезмерно удобной и мягкой) постели, чрезмерно сытного и плотного ужина, не к ночи просмотренного телевизора с новостными или иными возбуждающими программами. Режим сна и бодрствования, причем в соответствии с практикой, принятой у православных христиан, вот с чего следует начать для нормализации сна, прежде чем переходить к духовной составляющей сновидений. Особенно хотелось бы остановиться на телевидении и интернете. Многие священники говорят о том, что полное исключение (либо сведение до необходимого, скажем, работой минимума) этих «составляющих» нашей жизни само по себе уже способно существенно нормализовать сон,  улучшить нервную систему, и без сомнения, духовную жизнь.

   Если же говорить о сновидениях с позиций духовных, то тут неизбежно встает вопрос: возможны ли сны пророческие, сны в которых нам подается какая либо информация, как душеполезная, так и душевредная. Обратимся к Священному Писанию. В Библии мы видим не так уж и много подобных примеров. Стоит вспомнить сон Навуходоносора (Дан 2), толкование снов фараона Иосифом, сыном Иакова, явление во сне ангела праведному Иосифу (Мф 2:19), и некоторые другие. Во всех подобных случаях мы видим, что сны и их толкования важны не сами по себе, а как средство для достижения каких либо великих целей, промысла Божия в мире. И сами по себе эти сны всегда позитивные. Сны от Бога вызывают в человеке радость, чувство покоя, смирение, они всегда направляют его к духовному развитию.

   Однако, опираясь на святоотеческий опыт мы часто видим, что доверять снам не рекомендуется, можно очень сильно ошибиться. В целом, святые отцы не рекомендовали придавать снам особого значения. Их позиция чаще всего выражается кратко: «не принимай и не отвергай». Сны пророческие посещают нас очень редко и при неправильном отношении к ним вместо вразумления могут послужить причиной падения человека, взрастить его гордыню. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что доверие снам «всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным…». Святитель подчеркивал, что стоит лишь принять сон за пророческий, как сразу начинается возгревание собственной гордыни, собственной исключительности. Ведь если мне что то дается во сне, а другим это не дается, значит я – исключительный, не такой как остальные. Поэтому, первое, к чему хотелось бы призвать, говоря о месте снов в нашей духовной жизни – осторожность и предельная настороженность. По свидетельству преподобного  Иоанна Лествичника: «Когда бес высокомерия укрепится в своих служителях, он начинает являться им во сне или видениях в образе светлого ангела или святых, или сродников, которым дано откровение тайн, чтобы они, окаянные, лишили нас ума».

   Мы чаще всего видим сны суетные, мирские или искусительные. Сны, имеющие источником бесов, могут льстить тщеславию человека, развлекать, объявлять его «великим», ведь сам «Бог» с ним говорит. Их цель – увлечь внимание человека, за внешней мишурой заставить забыть о главном – о смирении, развить в нем гордыню, объявить его причастным к неким эзотерическим тайнам и т.д. Человек начинает принимать фантазии за реальность, отсюда столько ложных пророчеств этих «подвижников». Люди, поддавшиеся этому искушению, очень быстро становятся заносчивыми, любую критику воспринимают как «невежество», как признак «недостаточной духовной продвинутости» по сравнению с ними.

   Никаких духовных практик, использующих сон для духовного продвижения, как, например, в оккультизме, в Православии нет. Человек, использующий такого рода практики, ставит себя вне Церкви.

   Здесь вполне уместен вопрос: а как же различить обычные сновидения от наваждения бесовского. Иногда приходится слышать, что если какой либо сон повторяется неоднократно, например, трижды, то это сон благодатный, пророческий, надо принимать его во внимание. Это совсем не так.
Преподобные отцы Варсануфий и Иоанн учили: «Это несправедливо; не надобно верить и такому сну. Тот, кто один раз явился кому-либо ложно, может сделать сие и три раза, и более. Берегись, чтобы не быть поруганным демонами, но внимай себе, брат.»

   Стоит обратить внимание и на светский, медицинский подход ко снам и сновидениям.  Директор института, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Святослав Медведев пишет: «Нам много всего может сниться. Но снов, сюжеты которых так и остаются в царстве Морфея, несоизмеримо больше, чем тех, что мы называем «вещими». По его мнению, мы всего лишь акцентируем внимание на тех, что сбываются. Проводились исследования вопросов, связанных с пророческими снами, и все эти исследования закончились тем же, чем исследования астрологии, иных ясновидцев и предсказателей. Ничем. Нет никаких подтверждений, что что-то из приснившегося достоверно может сбываться, имеют место лишь случайные совпадения.

   Мы не будем подробно останавливаться на рассуждениях о «процессах возбуждения и торможения в коре головного мозга», на взаимоотношении этих процессов, на всевозможных альфа – и тета-ритмах, на фазах быстрого и медленного сна. На это есть соответствующие специалисты. Стоит лишь упомянуть слова выдающегося русского врача и физиолога И. С. Сеченова: «Сновидения — это только небывалая комбинация бывалых впечатлений», т.е. во сне отражено то, чем мы живем, о чем думаем, что переживаем в часы бодрствования. И мы с удивлением обнаруживаем, что и святые отцы Церкви, величайшие подвижники пишут ровно о том же. Так, например преподобный Симеон Новый Богослов учил: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».  в Священном Писании прямо говориться: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям» (Сирах.34:1-2).  Характер снов отражает духовное состояние человека.

   Дело не в том, что какие-то духи, потусторонние силы пытаются войти с нами в контакт, подают нам какие то знаки, передают зашифрованные сообщения и нам необходимо немедленно заняться их расшифровкой, прибегая к услуга всевозможных шифровальщиков, как бы они себя не назвали. Дело в том, что скорее всего мы сами, наша совесть, как часть образа Божия в человеке обличает нас, не дает нам спокойно спать. Просто в часы бодрствования мы с успехом заглушаем этот голос совести, душа наша покрыта прочным панцирем. Окамененнное нечуствие. И лишь ночью наша совесть еще может достучаться, обличить нас в том, что мы что-то делаем не так. Значит не стоит искать толкования, разъяснения. стоит внимательнее присмотреться к себе самому. Может быть, молитва наша давно заглохла, давно превратилась в «вычитывание правила». Может быть любовь к ближним, сострадание к ним, готовность к жертве за них, давно превратились в дежурную «раздачу милостыни», как выполнение долга, а заодно и средство облегчения карманов. Может быть, в душе уже не осталось и места покаянию, сокрушению о своих грехах, все это давно и успешно заменено поездками в монастыри и заказом треб. Пусть кто-то будет вместо меня, мне и так неплохо. Вот об этом обо всем может и пытается сказать нам наша совесть, достучаться до нас во сне.

   Что касается того, что часто снятся усопшие сродники. Это означает, что мы о них помним и ничего более. Ведь согласитесь, было бы гораздо хуже, если бы мы с горечью констатировали, что потеряли кого-то из близких и совсем забыли о нем. Так прочно забыли, что он даже ни разу нам не приснился. «Видим во сне – значит помним, значит не забыли», говорил Амвросий Оптинский.

   Что же делать в таких случаях? Совет достаточно прост – начать всегда надо с покаяния, почаще бывать на Исповеди, приступать ко Святому Причастию. Подобные сны – повод во многом пересмотреть, изменить свою молитвенную практику. Практически все отцы – подвижники, много и успешно подвизавшиеся в аскетическом делании, единодушно говорят о силе и пользе именно ночной молитвы. Может быть, стоит подсократить время сна, встать ночью, помолиться. Возможно, если побольше бодрствовать, сны не будут нам в тягость.

   Вообще, стоит отметить, что если человек действительно устал за прошедший день, что если он отдал много сил работе, делам дома, заботой о ближних, то как правило, спит он без сновидений. «Яркие и сложные сны – удел лентяев», так часто говорят врачи.

   Итак, поводя итог вышесказанного хотелось бы сказать, что не стоит придавать снам преувеличенного значения. В любом случае – если что то вызывает сомнения, то это лишь повод пересмотреть свою духовную жизнь, усилить молитвенную практику, не подменяя ее вычитыванием, побольше трудится, в том числе и над собой. И вы увидите, что терзающие Вас сны постепенно обязательно отступят.

   Самый же лучший ответ на вопрос: «Как относиться к снам, что с ними делать?» давал преподобный Амвросий Оптинский: «ПОИСПОВЕДОВАТЬ И ЗАБЫТЬ». Лучше не скажешь!

Ирей Михаил Макаров

Скачать шаблоны joomla 3.4.