1ВОПРОС: Много веков православные читают Экклезиаста и находят в тексте отголоски современности... Расскажите, кто был этот человек, как он угодил Богу, как достиг такой мудрости?

 Игорь КАШКО.

ОТВЕТ: Книга Экклезиаста (правильнее – Екклесиаста) входит в число канонических книг Ветхого Завета как в Православной, Восточной Церкви, так и Западной. Римо-Католической Церкви. Признается она и большинством протестантских сообществ. Согласно каноническому делению Ветхозаветных Книг, Книга Екклесиаста относится к разряду Учительных Книг. Почитается эта Книга и в современной иудейской традиции. Иудеи относят ее к 33-й часть Танаха (иудейское Священное Писание), 7-я книга Ктувим (Писание).

   Само слово Экклесиаст по-гречески (Ἑκκλησιαστής) означает «Проповедник».   Впервые это слово встречается в греческом переводе Священного Писания «Септуагинта», перевод семидесяти толковников. В еврейском оригинале – «коэлет». В дальнейшем это название без перевода, в его греческом звучании и написании переходит практически во все переводу Библии на языки народов мира. В том числе и на церковнославянский, и на русский. Причем имеется ввиду не просто «проповедник», а скорее «оратор», человек, проповедующий перед собранием, перед значительным сообществом людей, следовательно, обладающий властью и правом проповедовать.

   Говоря о том, кем же был сам Екклесиаст, библейская толковательная традиция, как христианская, так и иудейская здесь практически единодушна: Екклесиастом называл сам себя царь Соломон, он же, соответственно и почитается автором этой Книги. В этом нетрудно убедится, прочитав ее первые строки: «Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.» (Еккл 1:1). Это не вызывает сомнения, поскольку из сыновей Давида лишь Соломон, сын Давида и Вирсавии был царем в Иерусалиме. Стоит отметить, что по содержанию своему Книга Экклезиаста относится к жанру «Премудрости». Автором же практически всех «Премудростей» был царь Соломон.

   Лучше всего о царе Соломоне, о том «кто был этот человек, как он угодил Богу, как достиг такой мудрости» расскажет само Священное Писание. Отсылаем Вас к Ветхому Завету, к Третьей книге Царств, главам с первой по одиннадцатую (3 Цар 1-11). Приведем лишь одну цитату, говорящую об источнике мудрости Соломона: «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои.» (3 Цар 3:5-14).

   Если Вы захотите более подробно и полно ознакомится с токованием Книги Екклесиаста, то рекомендуем Вам «Толковую Библию», А.П. Лопухина, соответствующий раздел, а так же Святителя Григория Нисского «Точное истолкование Екклесиаста Соломонова». Можно ознакомится и с иными современными пособиями по изучению Ветхого Завета, которых, по милости Божией, сейчас достаточно, и магазинах, и в интернете.

   Мы же ограничимся лишь несколькими словами о содержании Книги Екклесиаста. Она открывается рассуждениями о суетности всего, что человек встречает в жизни. Употребляемое выражение «суета сует» должно пониматься скорее как превосходная степень, например «царь царей», «раб рабов», что соответствует особенностям еврейского языка. Следовательно, это утверждение Екклесиаста должно пониматься в том смысле, что все в мире представляет собой высшую степень суетности и бесполезности.

   В подтверждение этой мысли приводятся различные примеры из области природных явлений, законов мироздания и жизни самого Екклесиаста. Все явления, происходящие в мире - смена поколений людей, движение солнца, кружение ветра, течение рек (Еккл 1:4-7),- ничего по существу не меняют: солнце «спешит к месту своему», ветер «возвращается... на круги свои» и т. д.  Поскольку все в мире - суета, то и для человека нет никакой пользы от его трудов. Все, что привлекает внимание людей, считаясь новым, на самом деле лишь кажется таковым, потому что все это «было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл 1:10).

   Затем Екклесиаст переходит к истории своей жизни. Будучи «царем над Израилем в Иерусалиме», он старался «испытать мудростью все, что делается под небом» (Еккл 1:12-13). Хотя он и делал это во исполнение воли Божией, однако называет такое занятие «тяжелым». Тем не менее, Екклесиаст стал самым мудрым правителем Израиля (Еккл 1:16), что выразилось и в его хозяйственной деятельности: он «предпринял большие дела», сводившиеся в основном к созданию обширного хозяйства, накоплению материальных ценностей.

  За неимением возможности, мы не приводим подробное толкование, перечислим лишь основные темы Книги Екклесиаста, как они сформулированы в святоотеческой традиции и современной библеистике:

Бог-Творец и отношение к Нему людей. Для Екклесиаста Бог - Создатель мира и людей, Он является не только Подателем всех благ, но и Источником несчастий и забот. Творческая деятельность Бога описывается неоднократно: Он сотворил все прекрасным, «вложил мир в сердце» людей (Еккл 3. 11); все, что Он делает, «пребывает вовек». Человек не в силах изменить то, что сотворил Бог: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» (Еккл 7:13). Размышляя над различными событиями в жизни людей и природными явлениями, Екклесиаст приходит к выводу, что с течением времени не возникает ничего по-настоящему нового: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9); в этом смысле акт творения может считаться законченным. Для людей недоступно полное понимание деятельности Бога, надлежащее отношение человека к Богу, по мысли Екклесиаста, включает благоговение и страх: «...Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его» (Еккл 3:14). Хотя нередко мы являемся свидетелями того, как грешники не получают наказания и коснеют в своих грехах, Екклесиаст утверждает, что в конечном счете «благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицом Его» (Еккл 8:12).

О счастье и наслаждении.  Екклесиаст приходит к выводу, что нет для людей «ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей» (Еккл 3:12). Наслаждение и веселье являются лучшим выбором только при определенных условиях: человек должен постоянно отдавать себе отчет в том, что сама возможность пользоваться трудами своих рук и наслаждаться дарована ему Богом и что Бог благоволит к нему.

Труды и заботы постоянно сопровождают человека в жизни. Труд может рассматриваться как благо или как зло в зависимости от обстоятельств; в первую очередь это определяется тем, какие побуждения у того, кто трудится. Если они связаны с «взаимной между людьми завистью» (Еккл 4:4) и эгоистической тягой к стяжательству, то такой труд связан с постоянной заботой, беспокойством и томлением, неугодными пред Богом. Труд, совершаемый для удовлетворения повседневных потребностей человека в еде и питье и для блага не только своего, но и др. людей, делает человека веселым и свободным от ежечасных забот и попечений: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл 5:11).

Богатство и бедность также не выбираются человеком, но назначаются для него Богом в те или иные периоды его жизни. Богатства недостаточно для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым и наслаждался едой и питьем.

Проблема власти рассматривается в Книге в разных контекстах, причем нередко Екклесиаст критикует различные ошибки царей в управлении государством. Так, они слушают невежд и принимают неправильные решения, обычно не терпят прекословия. Всякую мирскую власть, и в первую очередь царскую, следует уважать, подчинение ей имеет божественное происхождение, однако, несмотря на это, нередко, как признает Екклесиаст, «бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл 8:9).

Мудрость и невежество являются предметом многих рассуждений Екклесиаста. Невежество и глупость рассматриваются как очевидное зло, и Екклесиаст призывает читателей не поступать подобно глупцам. Отношение к мудрости неоднозначное: по сравнению с глупостью она представляет собой неоспоримое, однако чрезмерное упование на мудрость представляет собой не меньшую опасность, чем явная глупость: человек может решить, что он может постигнуть «дела, которые делаются под солнцем»; на самом деле, «сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Еккл 8:17). Истинная мудрость, по мысли Екклесиаста, состоит в том, чтобы человек понимал непознаваемость путей Божиих и свою ограниченность.

«Всё - суета» - это высказывание Екклесиаста является одним из важнейших для понимания как содержания книги Тема суетности всего сущего проходит через всю книгу и завершает многие рассуждения Екклесиаста о разных предметах. Употребление слова «суета»  для обозначения бесполезного занятия - одно из наиболее распространенных в книге. Так, Екклесиаст называет «все дела, какие делаются под солнцем» суетой и погоней за ветром. В различных контекстах говорится о суетности всякой человеческой деятельности и самой жизни, собственных трудов Екклесиаста как «царя над Израилем в Иерусалиме» (Еккл 1:12), всех живых существ, всего, что предстоит в будущем «все, что будет,- суета» (Еккл 11:8).

   В этом, наверное, то главное, что хотел донести до нас проповедник и пророк царь Соломон, Екклесиаст. И как это созвучно с тем, что прозвучало спустя несколько столетий из уст Христа Спасителя: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.» (Мф 6:28-34)

   Ведь главное значение Книги Екклесиаста для христианина – это преуготовление мира, ветхозаветного человечества, да и нас с вами к пришествию Христа Спасителя. Именно в этом главный смысл всего Ветхого Завета: не просто дать людям Закон, а утвердить их в предназначении этого Закона. Великий апостол Павел учил: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;» (Гал3:24). И читая книгу Екклесиаста, наслаждаясь ее глубиной и мудростью, мы не должны забывать об этом.

Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица!

Иерей Михаил Макаров 

Скачать шаблоны joomla 3.4.